Статьи

Смерть на производстве: по чьей вине погибла ведущий инженер "Курскрезинотехники"? 

Надежда Паневина пришла работать инженером-конструктором на предприятие "Курскрезинотехника" (КРТ) по распределению в 1986 году, вся ее жизнь была связана с этим заводом. 24 января этого года она погибла в возрасте 58 лет: машинист каландра, проявив преступную небрежность, запустил оборудование, перед которым находилась Паневина, планка для заправки тросов начала движение, сбила женщину с ног и продолжила движение.

Система звукового и светового оповещения перед запуском оборудования не сработала, блокировка движения оборудования при нахождении человека отсутствовала. Инженер-конструктор скончалась на месте от тупой травмы шеи и асфиксии.

ПРЕСТУПНАЯ НЕБРЕЖНОСТЬ

- Мама была очень ответственным человеком. К работе подходила, как к своей семье, - вспоминает дочь Анастасия. - Только жаловалась иногда, что на заводе растет число сокращений, и ей приходится заниматься не своими обязанностями.

В 2015 году опытную сотрудницу назначили на должность ведущего инженера.

- Она занималась проектно-конструкторской деятельностью, разработкой деталей, - объясняет сын Илья. - В связи с большой нагрузкой выходила на работу и в выходные, задерживалась и редко уходила в отпуск.

24 января Надежда Паневина проводила замеры оборудования. Как следует из показаний обвиняемого машиниста Г., которые он давал на стадии следствия, пуск каландра был назначен на 10:30.

При этом запускать оборудование можно только при наличии двух сотрудников, так как на пульте запуска отсутствуют камеры наблюдения. Соответственно когда машинист нажимает кнопку "запуск", его напарник должен находиться в цехе и контролировать безопасность процесса. Но этого сделано не было.

Машинист Г., который после трагедии ни на день не был отстранен от работы, пояснял, что в тот момент его напарник как раз вышел на перекур, и он решил, что справится в одиночку. До запуска он видел, что перед оборудованием стоит Надежда Паневина и еще одна женщина - технолог. Он пояснил, что просил их отойти (никак это не объяснив - прим. родных погибшей), и в момент запуска решил, что женщины ушли. При этом оборудование он запустил на полчаса раньше назначенного времени.

- Я запустил закаточное оборудование один, хотя делать этого нельзя, должно быть два человека. Бобина сделала 2-3 оборота, и через несколько секунд я услышал крики. Когда я подбежал к оборудованию, женщина не подавала признаков жизни, - говорил на стадии следствия машинист Г. - Происшествия можно было бы избежать, если бы я делал это в бригаде с напарником. Но я сделал все сам, я надеялся, что женщины отошли и не вернулись.

В обвинительном заключении говорится, что мужчина проявил преступную небрежность и неосторожность.

Сейчас это дело рассматривается в Промышленном суде Курска, машинист Г. обвиняется в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, он признает свою вину в полном объеме.

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ

Однако семья Надежды Паневиной считает, что дело здесь не только в халатности одного человека, а в недостатках в работе предприятия "Курскрезинотехники", ведь случаи, когда на производстве получали травмы сотрудники, - не первый.

- Через несколько недель в этом же цехе женщина сильно повредила руку, до этого также были несчастные случаи, - говорит сын погибшей Илья.

Государственная инспекция труда Курской области провела расследование и выявила ряд нарушений в работе оборудования, на котором погибла инженер-конструктор. В частности, отсутствие защитных ограждений в опасной зоне; пуск закатывающего оборудования не сопровождается звуковым сигналом, предупреждающим об опасности персонал, находящийся в опасной зоне; система управления не исключила опасной ситуации из-за нарушения работающим последовательности управляющих действий.

Про отсутствие предупреждающих сигналов говорит и дочь Надежды - Анастасия:

- Момент смерти мамы есть на видео. Оборудование включилось за секунду без каких-либо предупредительных сигналов, у мамы не было ни единого шанса. Если бы был сигнал, у нее была бы возможность отойти.

В суде девушка отвечает на вопрос адвоката: "Кто, по ее мнению, виноват в случившемся?":

- Конечно, виноват завод.

- Почему не было камер? Сейчас камеры висят на всех подъездах, а здесь их нет, и машинист не видел происходящего, как так? Мама была хорошо видна со всех сторон, она не скрылась за оборудованием, чтобы ее не заметить, - добавляет Анастасия.

Семья Надежды Паневиной тяжело переживает потерю.

- На 5 день после смерти мамы не выдержало сердце у бабушки. За неделю я похоронила двух самых близких людей, - говорит Анастасия, не сдерживая слез. - Мама была центром семьи, создавала уют и семейный очаг, без нее все рухнуло…

Из материалов комиссии трудовой инспекции, расследовавшей несчастный случай, следует, что предприятие не обеспечило эксплуатацию оборудования в соответствии с Правилами по охране труда. Так, рабочая зона (непосредственно возле оборудования) не имеет устройства для остановки оборудования. Нет защитных ограждений, органов аварийной остановки. Пульт запуска находится на расстоянии 70 метров, и у запускающего нет возможности контроля отсутствия персонала возле оборудования, а также возможности подачи предупреждающего сигнала.

Кроме того, трудовая инспекция поясняет, что измерения планки в цеху не были прописаны в трудовом договоре Паневиной. Инструктаж с женщиной также не проводился.

В выводах трудовой инспекции значится, что нарушения охраны труда допущены гендиректором ООО "Рабекс Групп" - управляющей организации ОАО "Курскрезинотехника", а также начальником проектно-конструкторского отдела предприятия.

- Основными причинами несчастного случая являются конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, несовершенство технологического процесса, использование пострадавшего не по специальности, непроведение инструктажа по охране труда, - сообщается в акте о расследовании.

- В этой ситуации процессуальным законодательством предусмотрена обязанность следственных органов возбудить дело о нарушении требований охраны труда в отношении должностных лиц завода, - считает Илья Паневин. - Но этого не произошло. Мы обжаловали это решение в прокуратуре, но и там получили отказ. СК не усматривает здесь уголовной ответственности и вновь направил материалы в Трудовую инспекцию, там в ответ на эти действия разводят руками.

ИСЧЕЗНУВШАЯ ВИДЕОЗАПИСЬ

- Что больше всего нас обеспокоило, так это исчезнувшая видеозапись произошедшего. В деле их было четыре, нас как потерпевших ознакомили со всеми на стадии расследования, - говорит Илья. - Однако в суде их оказалось три, а видео, где происходящее снято крупным планом, самое наглядное, исчезло. После заседания я стал звонить следователю, который велэто дело, и расследовал несчастный случай, произошедший через 2 недели после смерти мамы. Выяснилось, что он перевелся в другой отдел, а на вопрос про видео ответил, что "добавил то, что посчитал нужным". Таким образом, следователем вместе с материалами уголовного дела не было предоставлено самого главного видео, на котором крупным планом видны обстоятельства произошедшего.

Семья Надежды Паневиной смогла найти запись в трудовой инспекции и добилась ее приобщения к суду.

- Кто-то очень не хотел, чтобы запись дошла до суда? - говорит Илья. - Поэтому мы решили обратиться в СМИ. Еще задевает, что маму просто вычеркнули из истории предприятия, а ведь она работала там 36 лет, имеет звание "Ветеран труда". Мы просили, чтобы завод организовал ей достойную память, но нигде даже не повесили ее фотографию. На мое обращение к заместителю директора завода с вопросом, почему не была организована достойная память мамы, мне ответили что это "не предусмотрено регламентом". Регламентом, наверное, не предусмотрено и присутствие на похоронах представителей руководства завода, даже венка от них. Это безучастное поведение, наверное обуславливается тем, что на мой вопрос: "Вам известно, сколько мама работала на вашем предприятии?", замдиректора ответил: "Конечно. С 2018 года".

Семья погибшей женщины пытается добиться привлечения к ответственности должностных лиц "Курскрезинотехники".

- Предприятие своей вины не видит и сейчас пытается оспорить в судах акты о несчастном случае и выписанные штрафы, - говорит Илья. - Они хотят показать, что это была ошибка одного человека, нажавшего кнопку. И не признают, что их система безопасности труда имеет большие изъяны.

СПРАВКА: ОАО «Курскрезинотехника» зарегистрировано в Курске в 1992 году, контролируется столичным RubEx Group. Предприятие занимается производством резиновых изделий. По итогам 2022 года выручка компании увеличилась на 60% и составила 9,56 млрд по сравнению с 6 млрд рублей годом ранее.

- Мама постоянно жаловалась на оптимизацию, сокращение сотрудников, на то, что ее обязанности постоянно растут, а зарплата нет. - говорит Илья. - Мы хотим добиться справедливости, достойной памяти для мамы, но бьемся о стену, потому что в этой истории силы неравны.

"Секунда" продолжает следить за слушанием этого дела в суде.

Автор: Надежда Сургина