Эксклюзив

Скандал в курском Центре медицины катастроф: бывший сотрудник обвиняет директора в фальсификации и нецелевом расходовании бюджетных средств

Полиция разбирается в истории с двойным трудоустройством сотрудниц комитета здравоохранения Курской области, которые одновременно трудятся и в Центре медицины катастроф. Женщинам в течение 7 и 10 лет начисляется зарплата и стимулирующие выплаты, но по показаниям других сотрудников учреждения, свои обязанности они исполняют фиктивно.

Учредителем ОКУ "Курский территориальный центр медицины катастроф" является областной комитет здравоохранения. Сразу две сотрудницы комздрава одновременно трудоустроены и в Центре медицины катастроф. Так, делопроизводитель К. трудится там 10 лет, а экономист Г. - 5 лет.

Сейчас в этой истории разбирается полиция, одно за другим штампуя отказные. Прокуратура же настойчиво возвращает материалы дела обратно в УМВД.

- Эта практика сложилась давным давно, и все о ней знают, - рассказывает бывший специалист по кадрам Центра медицины катастроф Олег Горбатюк.

Олег Горбатюк пришел работать в Центр в 2020 году, однако составлять и подписывать табели учета рабочего времени он стал не сразу, а только в апреле 2021-го, когда была сокращена сотрудница, выполнявшая эту работу.

- Тогда я и увидел, что в старых табелях числятся делопроизводитель К. и экономист Г., которые ни одной минуты не исполняли трудовых функций в Центре, нет ни одного отчета о проделанной работе. Аналогичная ситуация с юрисконсультом Е., который длительное время на полставки совмещал должность делопроизводителя с должностью юрисконсульта и должен был работать с 8 до 21 часа, фактически же его рабочий день был с 9 до 18, - рассказывает Олег Горбатюк.

"Элементарный подсчет показывает, что общий ущерб, причиненный этими действиями руководителя, составляет более миллиона рублей нецелевого использования бюджетных средств, - говорит Олег Горбатюк. - Что попадает под статью 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями) со всем вытекающими последствиями, о которых я предупреждал директора Центра Владимира Постаралкина".

Составляя табель в апреле 2021-го, Горбатюк не внес туда фамилии К. и Г.

- Табели подписывают двое - тот, кто их составляет, то есть я, и директор Владимир Постаралкин. Директор не заметил отсутствия двух фамилий, подписал табель и отнес его в комитет здравоохранения. Возвращается из комитета и сразу ко мне: "А почему К. и Г. нет?!" Я отвечаю: если их фамилии будут в табеле, то я не стану его подписывать, потому что вы тогда пойдете по 285-й статье УК за должностное преступление, а я по 292-й за фальсификацию документов, - рассказывает Олег Горбатюк. - Если вы так хотите, то подписывайте эти табели сами.

По словам Горбатюка, та самая сотрудница К., которая числится делопроизводителем в Центре медицины катастроф, много лет работает секретарем председателя комитета здравоохранения Курской области.

- Она еще у Кожухова работала, потом у Новиковой и так далее, менялись председатели, секретарь оставалась, - говорит Горбатюк. - Г. работает экономистом также в комитете здравоохранения Курской области.

После того как Горбатюк отказался подписывать табели, ему, по его словам, предложили уволиться.

- Я написал заявление на увольнение, где указал, что не согласен с тем, что фальсифицируются документы. Вечером того же дня мне позвонил директор и предложил забыть этот инцидент и работать дальше. Я остался, но с тех пор табели подписывал только Владимир Постаралкин. В рабочих графиках К. и Г. вообще нет и не было, но зарплаты-то начисляются по табелю, так что главное было их туда занести, - рассказывает Горбатюк.

После этого, по словам Олега Горбатюка, рабочие отношения стали очень напряженными. В феврале 2022 года у Горбатюка закончился срочный контракт.

- Меня вызвали к начальству и сообщили, что продлевать контракт со мной не намерены. Что ж, я ушел. А затем написал заявление в прокуратуру Курской области, комитет здравоохранения Курской области и в трудовую инспекцию.

Олег Горбатюк - полковник МВД в отставке, награжден "За безупречную службу" и к двухсотлетию МВД.

- За долгое время трудовой деятельности с 1996 года мне довелось поработать и отслужить в компетентных органах, общий рабочий стаж более 55 лет. Однако я впервые сталкиваюсь с вопиющей некомпетентностью, отсутствием грамотности в управлении подчиненным подразделением и действиями, прямо попадающими под административную и уголовную ответственности, - пишет в своем заявлении в правоохранительные органы Горбатюк.

По его словам, помимо фальсификации документов для начисления зарплаты сотрудницам комитета здравоохранения, речь идет и об установке видеокамер в кабинете медсестер без их официального согласия.

- Много вопросов вызывает и работа учебного отдела "Школы медицины катастроф". У школы с момента образования Центра медицины катастроф отсутствует лицензия на образовательную деятельность, это установлено проверкой прокуратуры в сентябре 2021 года. Прошлым летом стали строить ситуационный центр, был сделан ремонт, оснастили новой орг- и информационной техникой, освоено более миллиона бюджетных средств, а он так и не работает, - пишет Олег Горбатюк в заявлении в полицию.

ОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ И ПУТАНИЦА В ПОКАЗАНИЯХ

В комитете здравоохранения Курской области не стали детально разбираться с двойным трудоустройством своих сотрудников и лаконично ответили, что руководитель Центра медицины катастроф несет персональную ответственность за деятельность организации и работу сотрудников.

Коснулись в комздраве и отсутствия лицензии в школе медицины катастроф.

- В настоящее время ведется работа по получению лицензии на образовательную деятельность "Школы медицины катастроф", этот вопрос стоит на контроле комитета, - добавила зампредседателя комитета здравоохранения Курской области Виктория Даниленко (копия ответа имеется в распоряжении редакции).

В трудовой инспекции Курской области сообщили, что управление процессом труда является исключительной компетенцией работодателя. А проверка в отношении К. и Г. "может затронуть их интересы, т.е. нарушить их права и свободы".

- Таким образом Государственная инспекция труда в Курской области не вправе рассматривать заявления, - сообщили в ведомстве.

А вот в УМВД по городу Курску уже 3 месяца проводят проверку по этим фактам. Первый отказ в возбуждении уголовного дела был вынесен еще в марте.

Старший оперуполномоченный отделения №5 (по защите бюджетных средств) ОЭБ и ПК УМВД России по городу Курску майор Дмитрий Каплин опросил медсестру Центра медицины катастроф, которая раньше (до сокращения ее ставки и перевода в разряд медсестер ) составляла табели. Женщина "подтвердила доводы заявителя" Олега Горбатюка (копия ответа есть в распоряжении редакции)

Директор Центра медицины катастроф Владимир Постаралкин, в свою очередь, пояснил в полиции, что К. и Г. трудоустроены на 0,5 ставки, должны работать с 8 до 9 часов и с 18 до 21 часа.

"Вышеуказанные лица за время работы в учреждении всегда находились на своих рабочих местах, добросовестно и в полном объеме исполняли возложенные на них обязанности, за это им регулярно происходила выплата заработной платы", - цитирует объяснения Посторалкина полицейский, занимавшийся проверкой. Также, по информации Постаралкина, обе женщины трудоустроены в комитете здравоохранения, что не мешает им выполнять свои обязанности. А в настоящее время они работают удаленно. Заявление Олега Горбатюка Владимир Постаралкин назвал не соответствующим действительности.

Постаралкин сообщил, что Горбатюк просто мог не знать или не видеть, что обе сотрудницы находятся на своих рабочих местах, так как он работал с 9 до 18.

Майор Каплин выносит отказ в возбуждении уголовного дела по статье 159 УК РФ ("Мошенничество"), хотя заявитель Олег Горбатюк указывал, что речь идет о злоупотреблении должностными полномочиями.

Прокуратура ЦАО города Курска возвращает материалы дела в УМВД, указав, что проверка проведена не в полном объеме. В апреле майор Каплин вновь выносит отказ в возбуждении уголовного дела.

При этом сразу 6 сотрудников центра не только подтверждают слова Олега Горбатюка, но и приводят собственные доказательства.

Во время дополнительной проверки полицейский опросил еще несколько действующих сотрудников Центра, а именно 6 человек. "Опрошенные подтвердили доводы заявителя в полном объеме. При этом сотрудницы Р. и Б. указали, что исполняли обязанности экономиста в Центре медицины катастроф вместо той самой Г., разъяснив при этом, что исполнение обязанностей экономиста невозможно без наличия у занимающего данную должность сотрудника электронно-цифровой подписи (выдаваемой УФК по Курской области)".

Майор Каплин опросил и самих Г и К.

И здесь интересно то, что обе женщины опровергли информацию директора Центра Владимира Постаралкина о том, что они "всегда находились на своих рабочих местах" и подтвердили доводы Олега Горбатюка "в части их отсутствия на своих рабочих местах в установленное трудовыми договорами рабочее время". При этом они заявили, что исполняли обязанности, будучи или в комитете здравоохранения, или дома.

Майор Каплин запросил в УФК по Курской области данные о наличии электронно-цифровой подписи на имя Г., но на момент вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ответ так и не получил.

При этом в отказе говорится о том, что формально усматриваются признаки преступлений:

- В ходе проведения дополнительной проверки в действиях Постаралкина, К., Г., Е. формально усматривается наличие признаков преступлений по статьям 159 и 292 УК РФ (мошенничество и служебный подлог), однако документальных подтверждений получено не было, так как ответы на запросы, способные подтвердить или опровергнуть данные факты, на момент окончания процессуальных сроков проверки не получены по объективным причинам, - гласит текст постановления, подписанный майором Каплиным.

Прокуратура во второй раз возвращает материалы в полицию, указав, что проверка проведена не в полном объеме и без выяснения всех обстоятельств, имеющих начение для дела.

В УМВД проходит совещание по этому делу, где сотрудники приходят к выводу о том, что для возбуждения уголовного дела нужно провести бухгалтерскую экспертизу, чтобы установить размер похищенного имущества", а именно незаконно начисленных и выплаченных денег. Проведение экспертизы согласуется с ЭКЦ УМВД по Курской области, а все необходимые сведения о выплатах запрашиваются в Центре медицины катастроф.

Но из Центра медицины катастроф так и не присылают сведения, а процессуальный срок очередной проверки заканчивается, и майор полиции Каплин снова выносит отказной материал, указывая, что "размер похищенного имущества не установлен и не подтвержден, не установлено всех признаков состава преступления, необходимых для возбуждения уголовного дела".

Из-за бюрократических проволочек проверка до сих пор не проведена в полном объеме. Полиция пишет об одинаковых показаниях 6 свидетелей, подтверждающих фиктивное трудоустройство сотрудниц комитета здравоохранения, но упорно выносит отказ в возбуждении уголовного дела. При этом обе женщины до сих пор получают зарплату в Центре медицины катастроф.

Надежда СУРГИНА.