Главврач ОДКБ Игорь Зоря: " Меня возмущает, когда родители открывают сборы денег на процедуры, которые проводятся бесплатно!"
Курские родители обвиняют комитет здравоохранения в том, что в регионе невозможно бесплатно сделать томографию. Аппарат КТ в детской областной больнице неисправен, детей отправляют в частные клиники. Главврач детской областной клинической больницы Игорь Зоря предложил "Секунде" приехать в больницу и узнать, как решается эта проблема. А также поговорить о здравоохранении в целом.
Справка: Игорь Васильевич Зоря - главный врач ОБУЗ "Областная детская клиническая больница" с 2000 года. Депутат Курской областной Думы.
Игорь Зоря: У нас нет, не было и надеюсь, не будет платных услуг. Знаете, я возглавляю больницу с 2000 года, и тогда приходилось работать в условиях на порядок сложнее, чем сейчас. Даже один пример - не было коридора, соединяющего корпусы, и детей приходилось носить на рентген по улице. Но не было такого негатива в адрес медработников, как сейчас. При этом у нас и сейчас нет какого-то супер финансирования по сравнению с другими больницами региона, мы все в равных условиях.
"Секунда": считаете нынешнее финансирование достаточным?
И.З.: да, у нас нет никаких проблем. Если хотите, я вас проведу по всем отделениям, выбирайте сами. В какое скажете, в такое и пойдем, я к встречам не готовлюсь.
"С": Хочу.
И.З.: Договорились. Вы поймите, мы живем в реальных условиях, и нам тоже многого бы хотелось. Многопрофильную больницу, например. Я сколько себя помню, мы бьемся за то, чтобы Курская область построила детскую больницу III уровня. Но приоритеты в государстве и в регионе сложились так, что сначала был построен перинатальный центр, сейчас заканчивается строительство онкоцентра. А еще поликлиника №1, Фатежская больница, Медвенская ЦРБ и так далее. А также программа модернизации, которая коснулась всех лечебных учреждений. И этих изменений нельзя не видеть. Вчера мы выписали ребенка, который пять месяцев находился на аппарате искусственной вентиляции легких. Мы за него дышали, мы его кормили. Но об этих вещах никто не говорит. Конечно, все мы стремимся к идеалу. Но даже в Англии, где финансирование системы здравоохранения в разы больше, ожидание плановой госпитализации может растянуться на два года. У нас программа госгарантий установила жесткие рамки: месяц, как правило, иногда - 12 дней. Конечно, никто не отменяет некоторых проблем. И мы встречались с пациентами, которых вы постоянно цитируете. При этом вы даже не пытаетесь узнать, как обстоит все на самом деле.
Цифра: " Когда-нибудь медицина дойдет до того, что будут лечиться и тяжелые генетические заболевания. Но пока этого нет. У нас лечится тяжело больной ребенок. 36 миллионов рублей тратит область на его лечение. Таких детей двое. Со следующего года финансирование по этой сатье будет из федерального бюджета, а сэкономленные 60 миллионов мы сможем потратить на другие цели в здравоохранении", - Игорь Зоря.
"С"": Но ведь речь идет не о паре пациентов. А о многочисленных случаях, когда людей отправляли на КТ и МРТ в частные клиники.
И.З.: Все пациенты, которые лечатся у нас, получают помощь по программе госгарантий - бесплатно. Нас постоянно проверяет прокуратура, комитет здравоохранения. Росздравнадзор, эксперты страховых медицинских организаций, и по итогу больница не имеет практически штрафных санкций.
"С": когда я собиралась к вам на интервью, то получила в том числе и просьбу передать благодарность врачам...
И.З.: мы этого не видим!
"С": ... я закончу. Но проблема сейчас в том, что пациенты не могут получить бесплатно обследование на томографе. Вопрос тут предельно конкретный.
И.З.: Томограф действительно не работает. Но он построен в 2011 году, и уже исчерпал свой ресурс. И еще: при постановке диагноза не всегда нужен компьютерный томограф. А те, кто популистски заявляют сейчас обо всем этом, просто не понимают, что КТ - это колосальная лучевая нагрузка...
"С": Но если сегодня к вам придут родители и скажут: моему ребенку необходимо провести компьютерную томографию, какой дальнейший алгоритм действий, если аппарат неисправен?
И.З.: Вот послушайте, пациент, который сейчас поднимает всю эту волну, врет абсолютно. Никаких сложностей с прохождение КТ и МРТ нет ни в нашей больнице, ни во второй детской больнице, стационаре других учреждений. Мы за год делаем от 300 до 700 таких исследований. И этого достаточно, повторюсь, не всем пациентам показаны КТ и МРТ. А тут люди мнят себя специалистами. Зачем тогда вообще нужны врачи, если можно поставить себе диагноз по интернету?
"С": речь о другом: пациентам выдают направления на обследование и отправляют их в частные клиники.
И.З.: Я могу говорить только об областной детской клинической больнице: ни одного случая, когда мы отправляли в частные клиники, нет. Вот в руках у меня документ: 19 ноября 10-месячного ребенка обследовали, а на 27 число ему назначено обследование в областной клинической больнице на их аппарате. С ребенком поедут наши специалисты. Такие же отношения выстроены с онкоцентром, больницей №4 и БСМП.
"С": И в БСМП? Просто была информация, что там тоже неисправен аппарат.
И.З.: Уже 2 месяца как работает. Им было закуплено оборудование в этом году, нам запланировано - на следующий год. Комитет здравоохранения прекрасно понимает сложившуюся ситуацию. И мы тоже подготовили всю необходимую документацию, но не моя вина, что во всей стране не нашлось обслуживающей медицинской организации, которая за 8 миллионов 300 тысяч смогла бы сделать ремонт рентгеновской трубки с блоком охлаждения в компьютерном томографе. Мы тоже расстроены, ведь это на нас дополнительным бременем ложится транспортировка больных, когда можно было бы провести процедуру на месте. Ведь когда аппарат работал, мы проводили исследования и для других лечебных учреждений. Вы вот не пишете, что в хирургическом отделении больницы №2 неисправен аппарат, зато меня называете вруном.
"С": Во лжи вас уличили не журналисты, а родители детей, которые не смогли бесплатно обследовать своих детей.
И.З.: вот сейчас мы с вами пойдем в отделения, и вы пообщаетесь с пациентами, которые прошли КТ и МРТ. Сейчас я попрошу подготовить мне фамилии...
Цифра: поликлиника при ОДКБ рассчитана на 80 посещений в смену. По факту это 480 больных в день. "Не принимать их? Но не хватает специалистов в других клиниках. Почему? Я не председатель комитета здравоохранени", - Игорь Зоря.
"С": пока мы ждем, я приведу вам свой пример. Направление на КТ взрослый пациент получил в начале марта, а запись была лишь на 2 апреля, ожидание - месяц. Нам сразу же сказали, что если хотите быстрее, то вот контакты частной клиники. Никто не давил, не заставлял, просто ждать месяц, а речь шла об онкологии, когда ждать нельзя.
И.З.: У нас такого нет и быть не может. Вот поступил ребенок, подозрение на образование в брюшной полости. На месте сделали УЗИ, чтобы верифицировать диагноз - оперативно направили на КТ в онкоцентр, а затем в хирургическое отделение в Орел, и все это бесплатно.
Цитата: "Полтора года ребенок с тяжелым диагнозом жил в реанимации. От него отказались родители, и все это время он находился в нашей больнице. Наши доктора ему шарики на год покупали, сделали день рождения. Мы сейчас проектируем многопрофильную больницу, куда закладываем отделения паллиативной помощи и реабилитации. Здесь будут находиться и тяжелые больные после нейротравм, ДТП и так далее. Отделения будут располагаться на первом этаже. Когда построим? Зависит не от нас. Если бы мы лечили теми же темпами, какими работают строители, то все бы умирали", - Игорь Зоря.
Кровать для оказания паллиативной помощи. Оборудование закуплено, но пока не эксплуатируется
И.З.: такого давления на медицинское сообщество не было никогда. Умирает человек - виноват врач. Но дайте нам модель: как действовать, чтобы не быть виноватыми?
"С": конечно, у людей вопросы к системе здравоохранения. Вы посмотрите, как педиатры ведут прием. В коридоре десятки больных, да врач просто не успевает нормально каждого посмотреть, о какой качественной постановке диагноза в принципе можно говорить?
И.З.: Иногда врачу достаточно и минуты. Давайте пройдем в отделения.
Отделения. Реанимация.
Мы направляемся в палаты, где лежат дети. "До какого возраста детей кладут в сопровождени родителей?" - спрашиваю я. "Вообще до 6 лет, но иногда и подростки с родителями лежат", - отвечает Зоря. Я вспоминаю, как прошлой зимой курская мама рассказывала, что ее не пускают в реанимацию к тяжело больному ребенку. Мы заходим в реанимацию.
- Вот у нас как раз сегодня ребенок поступил, - показывает мне дежурный врач. Мама сидит возле него.
- Вы все время вместе с малышом? - спрашиваю у молодой девушки.
- Да, - отвечает она.
- Проблем при госпитализации не было? Лекарства какие-нибудь покупали дополнительно, шприцы?
- Да нет. Ничего покупать не просили. А что, надо будет?
- То есть родители спокойно могут с детьми находиться? - спрашиваю я у Зори.
- Ну вот посмотрите в эту палату, здесь достаточно близко расположены кровати. Да, мы не запрещаем. Но представьте, что лежат дети, рядом родители, говорят, чихают, кашляют, а это все-таки реанимация...
Сегодня в реанимации ОДКБ 6 мест, при проектировании новой многопрофильной детской больницы запланировано увеличение до 24 мест.
Мы поднимаемся в отделения, заходим в одну из палат. Ребенок оперировался в нейрохирургическом отделении в Орле, лечение проходит в Курске.
- И МРТ, и КТ делали неоднократно, - говорит мне мама малыша. - Получали направления, и проходили бесплатно.
- Вот еще малыш, сегодня его осмотрел фтизиатр, завтра везем его на томографию в онкоцентр, - говорит мне лечащий врач.
Мне показывают выписки и просят не снимать фамилии детей.
- За 14 дней мы, как правило, успеваем провести все обследования, в том числе и томографию, - резюмирует Зоря. - Экстренные обследования делаются сразу.
Мы проходим в отделение, где лежат дети с онкологическим заболеваниями.
- Резкий рост онкологии за последний год, - говорит Игорь Зоря. - Практически в два раза.
- Да МРТ и 4 КТ только на этой неделе сделали, - рассказывает мне врач. - Мы созваниваемся с онкодиспансером, который нам даже в экстренном порядке предоставляет места, и отвозим своим сантранспортом детей на обследование с нашим реаниматологом и контрастными препаратами.
Поэтапно мне показывают шкафы для хранения лекарств, в том числе и дорогостоящих, стоимость некоторых упаковок - до 12 тысяч рублей. Заглядываю в палаты - небольшие, но с ремонтом, приемное отделение, где расположен один из двух городских бэби-боксов. За все время его существования сюда подбросили двух детей.
Бэби-бокс. Второй такой же находится в городском роддоме
- Надеюсь, вы получили достаточно информации? - спрашивает Игорь Зоря. - Если появятся вопросы, звоните.
От редакции: уважаемые читатели, если вы столкнулись с тем, что врачи направляют ваших детей на обследование на томографах в частные клиники, вы можете сообщить об этом в редакцию "Секунды", написав на электронную почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Беседовала Надежда СУРГИНА.