Мать матроса Старосельцева: "Они просто ушли в поход". Курск вспоминает погибших подводников
12 августа 2000 года, 19 лет назад, потерпела аварию атомная подводная лодка К-141 «Курск», проводившая учения в Баренцевом море. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Геннадий Лячин, всего на борту в момент катастрофы находилось 118 человек. Вместе с ракетоносным крейсером погибли все.
Утро 12 августа 2000 года началось атакой эскадры, во главе которой были крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». По плану в 9.40 утра на АПЛ «Курск» должны были начаться подготовительные работы, а с 11.40 по 13.40 проводятся учения. Вот только последняя запись в бортовом журнале датируется 11 часами 16 минутами, а в назначенное время АПЛ «Курс» так и не вышел на связь. Субмарина затонула в 170 километрах от Североморска в Баренцевом море, упав на дно на глубине 108 метров.
В середине октября 2000 года в ходе работ по подъему тел с затонувшего корабля была найдена записка командира турбинной группы 7-ого отсека подводной лодки К-141 "Курск" Дмитрия Колесникова. Она состояла из двух рваных листов бумаги формата А4. На одном листе находилась информация о тех 23 подводниках , которые находились вместе с ним в 9-ом отсеке. Другая часть записки имела личный характер и была адресована жене , Колесниковой Ольге. В конце записки говорилось: "Всем привет, отчаиваться не надо".
Двенадцать погибших подводников покоятся в Курске на мемориале павших в годы Великой Отечественной войны. Сегодня утром сюда пришли организаторы торжественной линейки с микрофонами, звуковыми колонками, проводами, а еще чуть раньше пришли родственники погибших моряков с цветами. Они тихонько постояли у могил, поплакали. На официальную церемонию многие из них не остались.
В торжественной церемонии возложения венков к памятнику членам экипажа АПРК «Курск» приняли участие врио губернатора Курской области Роман Старовойт, мэр Курска Виктор Карамышев, председетель Курской областной Думы Николай Жеребилов, председатель КГС Алла Чертова, экс-губернатор Александр Михайлов, депутат ГД Татьяна Воронина и другие. Отметим, что возложить цветы и отдать дань памяти пришли и сотни рядовых курян.
- Вспоминаю события девятнадцатилетней давности, а как будто вчера было, - говорит Роман Старовой. - Эта трагедия взбудоражила всю страну. Все волновались, переживали, надеялись. Надежда была до последнего. У нас огромная страна. И получается, что весь мировой океан - это зона нашей ответственности, нашего влияния. А подводный флот - эта элита не только у моряков, мы все понимаем, какая это сложная служба. В замкнутом пространстве, в тесном коллективе, когда ты доверяешь жизнь своему товарищу. После трагедии стало ясно насколько это не только тяжелая, но и опасная служба. Тогда ушли лучшие из лучших. Иногда складывается впечатление, что жизнь очень несправедлива. Но подвиг моряков был не зря. Сейчас несут службу, прямо в эту минуту, подводники и военнослужащие нашего флота, защищая наши берега, защищая наше спокойствие и отстаивая нашу независимость. А наша задача, чтобы молодые ребята, здесь сегодня и школьники, и дошкольники, помнили этот подвиг. Честь и хвала близким, родным моряков-подводников. Переснести эту трагедию...Нам даже это не представить. Честно говоря, меня по касательной это тоже задело. Я служил, правда в 1994 году, в Североморске на большом противолодочном корабле "Симферополь". А мой младший брат заканчивал Ввоенно-медицинскую академию и его одногруппник был военно-морским врачом на "Курске" и погиб. Я не понаслышке знаю о всех переживаниях. Вечная память. Ребятам, которые сейчас несут службу, я хотел бы пожелать с честью нести звание "курянин", помнить о подвиге подводников и вернуться домой, на берег, к родным.
Валентина Сергеевна Старосельцева, мать матроса, погибшего на подводной лодке «Курск».
- Я бы хотела сказать матерям, что когда рождается мальчик, он должен и обязан идти служить. По-другому нельзя. А матерям остается только молиться, а там Господь управит. Если надо забрать, как наших ребят, значит надо. Значит не просто так. Для чего-то. А если нет, сын вернется к маме. Вот и все. Просто любите, любите своих детей, и все будет хорошо. Я никогда не говорила, что сын погиб. Нет. Они просто ушли в поход. В бессрочный свой поход. Вот уже 19 лет их нет, они служат. Они слышат нас. Они молятся за нас. Они оберегают нас. А мы никогда не забудем их. Это нельзя забыть. Действительно ушли лучшие из лучших. Дима и Лёша познакомились на призывной и так и остались вместе. Дружили. А потом, через восемь месяцев, я привезла их домой. А матерям только молиться. Не должно быть даже мыслей о том, чтобы куда-то спрятать сына. Это неправильно. Это же будущие мужчины. Я всегда так говорила сыну: "Ты будущий мужчина. Ты будешь служить". Ведь его деды, и мой отец, и свекр, прошли войну. Мужчина должен защищать Родину.
Танита ОРТЕГА